Личность подвержена действию психической энтропии, как организм подвержен энтропии физической. Самоутверждение как способ заявить и утвердить свое существование является пожалуй единственным путем борьбы с растворением и исчезновением себя как целого.
Три пути такого заякоривания в реальности суть изменение своего поведения и самоопределения для получения подтверждения ценности личности.
Первый - отнятие ценности у другой личности, самоутверждение за чужой счёт. При этом собственно личность по сути ничего не производит, но насаждает искаженное восприятие другой личности, после чего в чужих (и соответственно в своих) глазах получает некую ценность (ценность не как социальное одобрение сомнительна в своей сути).
Второй тип соответствует общественно одобряемому самоутверждению за счёт изменения личности для образование новых социальных связей и взаимодействий. То, в чем самоутверждения не видно обычно, но которое проявляется в успешном конструктивном взаимодействии с другими личностями, приводящем к одобрению.
Третий путь связан не с развитием, а с воровством. Строго говоря, это отрицание собственных качеств, подмена их качествами утвердившейся личности, получающей необходимое утверждение себя в реальности и неразрывно связанным с ней социальном поле. Это копирование авторитетов и кумиров.
Условно, все три стратегии равнозначны, однако на практике общественное мнение пытается воздействовать через оценочные высказывания на асоциальные пути самоутверждения, поддерживая просоциальные. Это ожидаемо, если воспринимать тело общества в качестве квазиживого организма, подверженного саморегуляции и самосохранению во времени.
Однако это не делает ни один из подходов неверным по своей сути. Как и многие стратегии развития, выбор одного из этих путей в большей степени определяется психической конституцией (силой) личности, набором личного опыта и долей случайности.
Таким образом, самоутверждение является одной из базовых потребностей личности, реализуемых за счёт производства, подчинения или "воровства" социального одобрения.
Три пути такого заякоривания в реальности суть изменение своего поведения и самоопределения для получения подтверждения ценности личности.
Первый - отнятие ценности у другой личности, самоутверждение за чужой счёт. При этом собственно личность по сути ничего не производит, но насаждает искаженное восприятие другой личности, после чего в чужих (и соответственно в своих) глазах получает некую ценность (ценность не как социальное одобрение сомнительна в своей сути).
Второй тип соответствует общественно одобряемому самоутверждению за счёт изменения личности для образование новых социальных связей и взаимодействий. То, в чем самоутверждения не видно обычно, но которое проявляется в успешном конструктивном взаимодействии с другими личностями, приводящем к одобрению.
Третий путь связан не с развитием, а с воровством. Строго говоря, это отрицание собственных качеств, подмена их качествами утвердившейся личности, получающей необходимое утверждение себя в реальности и неразрывно связанным с ней социальном поле. Это копирование авторитетов и кумиров.
Условно, все три стратегии равнозначны, однако на практике общественное мнение пытается воздействовать через оценочные высказывания на асоциальные пути самоутверждения, поддерживая просоциальные. Это ожидаемо, если воспринимать тело общества в качестве квазиживого организма, подверженного саморегуляции и самосохранению во времени.
Однако это не делает ни один из подходов неверным по своей сути. Как и многие стратегии развития, выбор одного из этих путей в большей степени определяется психической конституцией (силой) личности, набором личного опыта и долей случайности.
Таким образом, самоутверждение является одной из базовых потребностей личности, реализуемых за счёт производства, подчинения или "воровства" социального одобрения.